Зарегистрироваться
Забыли пароль?






"Интернет-школа"
Регистрация пользователя






Календарь мероприятий



 
 

С 02 ИЮНЯ ПО 03 ИЮЛЯ 2009 Г. ПРОВОДИТСЯ СТАЖИРОВКА

КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, ЗАМ.ДИРЕКТОРОВ

Программа / Регистрация
С 02 ИЮНЯ ПО 03 ИЮЛЯ 2009 Г. ПРОВОДИТСЯ СТАЖИРОВКА

КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, ЗАМ.ДИРЕКТОРОВ

Программа / Регистрация
Летняя сессия ОИРО пройдет со 2 июня по 3 июля 2009 года. Подробности на сайте и по тел. (495) 413-6005

Сетевые образовательные программы / «Становление и развитие учебного сотрудничества при переходе из начальной в основную школу (5-6 классы)» / Модуль 1. /
ЗАНЯТИЕ 2: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ЭТАПА В РАЗВИТИИ И ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА (10-12 лет)

 ?

Докажите, что 5-6 классы  в школе  должны быть выделены в особый (переходный)  этап  школьного образования. Проведите письменную дискуссию  поэтому  вопросу среди участников данной образовательной программы.

 

Психолого-педагогическая  характеристика переходного возраста (10-12 лет).

 5 - 6 класс, то есть 10-12летний возраст, пограничный между детством и отрочеством[1]  - вот место и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Почему мы выделяем такой длинный переходный интервал, а не говорим лишь о первых неделях (месяцах) жизни школьника в 5 классе? Главная причина - избежать совпадения двух кризисов - возрастного и образовательного. Известно, что одновременное проживание двух кризисов вызывает неаддитивный стрессовый эффект: он существенно превышает сумму двух стрессов. Возрастной кризис отменить нельзя по двум причинам. Во-первых, он существенно обусловлен физиологическими факторами, на которые школа не может повлиять. Во-вторых, возрастной кризис продуктивен: без его полноценного проживания основные возрастные новообразования развиваются ущербно. Полноценное проживание кризиса включает в частности и так называемую негативную фазу кризиса[2], особенно неудобную для взрослых - педагогов и родителей младших подростков. Итак, возрастной кризис надо прожить, а образовательный кризис, обусловленный резкой сменой условий обучения в начальной и средней школе, можно и нужно смягчить.

Мягкий образовательный переход имеет две составляющие. Первая - консервативная: изменение содержания и форм обучения должно происходить чрезвычайно постепенно. В сегодняшней школе оно происходит рывком: вместо одного учителя, строящего с каждым ребенком и его семьей чрезвычайно разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся частичными, ограниченными в основном вопросами успешности  в отдельных дисциплинах и поведением на уроках. Вместо собственного класса появляется кабинетная система и беспризорность детей в школьном здании. В школах, где безотметочное обучение в начальных классах стало нормой, происходит резкий переход на пятибалльную систему оценивания, которая является "закрытой" для учащихся, уже приученных к самооценке и к участию в выработке общих критериев оценивания.            

Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основной школу. С этажа начальной школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи основной школы, где они немедленно оказываются самыми мелкими.  Еще более однозначно резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей. И дело не в том, что к новым учителям, к их ожиданиям, стилям, требованиям надо привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих новых учеников, узнать их индивидуальные особенности... Дело прежде всего в том, что учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода в основную школу, проработал (прожил) с этими детьми четыре года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчетливо видит, как каждый ребенок вырос, и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, учитель любуются окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в основной школе, учитель - предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.

По мнению многих учителей - предметников, учебная несамостоятельность выпускников начальной школы обнаруживается прежде всего в работе с текстами. В начальной школе преобладает устная работа, развертывающаяся как диалог, состоящий из очень коротких реплик. Работа с учебниками и другими письменными источниками информации в начальной школе еще по-настоящему не развернута, основные тексты, с которыми знакомятся младшие школьники, это художественные тексты или занимательные описания, апеллирующие главным образом к воображению и памяти маленьких читателей. В основной школе появляются тексты (письменные и устные), содержащие не только частную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов, разные трактовки и выводы, которые можно сделать на основе тех или иных эмпирических данных. Такое резкое изменение жанра учебного общения с неизбежностью приводит многих детей к трудностям понимания учебного содержания. Здесь приведены примеры тех резких перемен в жизни школьника, перешедшего из начальной в основную школу, которые обычно вызывают нежелательные последствия и могут быть ликвидированы усилиями педагогического коллектива школы.

Первый шаг в работе школы по построению нетравматичного образовательного перехода - выявить те изменения в жизни детей, переступающих порог основной школы, которые необходимо смягчить, сделать более плавными. 

Вторая составляющая действий педагогов, строящих образовательный переход - найти такие формы работы с учениками 5 - 6 классов, который качественно отличаются и от предшествующих, и от последующих и являются своеобразным «мостиком», переходом между ними.

Сегодняшняя школа, резко меняя то, что должно меняться постепенно, практически не изменяет те характеристики образовательной среды, которые должны отвечать новым возрастным потребностям и возможностям детей, находящихся на границе двух эпох развития - детства и отрочества. Урок остается  основной, а чаще единственной формой организации учебного процесса учащихся на протяжении всех 10-11 лет обучения в школе. Движение учащихся в учебном материале происходит в одном темпе и по одной общей траектории. Понятия осваиваются преимущественно репродуктивно и с одной («единственно правильной») точки зрения. Учительские контрольно-оценочные действия  ориентированы, в основном, на результативную сторону обучения. Понимание и применение понятий ограничено сложившимися рамками школьных дисциплин: проценты изучают на уроках математики (а на уроках химии затрудняются их применить), орфографические правила используют в диктанте, но не в ответах на зачете по географии... Короче, знания, «разложенные по полочкам», не становятся основой компетентности школьников, они не применяются за пределами тех ситуаций, в которых были освоены [3].

Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях школьников 10 - 12 лет, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4 - 6 классов, а в худшем служат почвой для непродуктивных конфликтов между учителями и учениками.

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками мест и средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом  - в распрях по поводу учительской несправедливости и необъективности.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель оценивает прежде всего качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для выращивания детского замысла, то тем самым для ученика обесценивается сам процесс учения.

Стремление экспериментировать со своими возможностями - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.

Второй шаг в работе школы по построению нетравматичного образовательного перехода - найти время, место, средства и способы учебной работы школьников 5 - 6 классов, качественно отличной от работы учеников 1 -4 классов и отвечающей возрастным новообразованиям 10 - 12летних учащихся. 

Существенно подчеркнуть, что школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Из прошлого они должны быть заданы теми задачами развития, которые решаются средствами обучения раньше, чем заканчивается начальная ступень обучения. В последние годы накапливается множество наблюдений и экспериментальных доказательств того, что на последнем году обучения в начальной школе школьники продолжают осваивать учебный материал теми же средствами и способами, что и первые два года школьной жизни. В результате происходит существенное приращение объема знаний, умений и навыков, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей. В частности, развитие учебного сообщества выходит на плато, начинается «пробуксовка», эксплуатация привычных форм учебного сотрудничества и общения без необходимости наращивать новые формы.

Из будущего особенности переходного еще не спроектированного этапа образования, заданы теми задачами, которые ставит перед   подростками основная школа, и  к которым они оказываются в большинстве своем не готовыми. Это, прежде всего, три группы задач, связанных с содержанием обучения:

  1. Содержание учебных курсов основной школы выстраивается  системно, что предполагает системную организацию мышления подростков. Однако такой подготовленной в полном объеме организации мышления еще нет, поскольку начальное обучение работает с единичными понятиями и отдельными понятийными связями. Решить эту проблему механическим "опусканием" в начальную школу системного содержания основной школы невозможно, так как это может привести, с одной стороны, к его неусвоенности, а с другой стороны, к тому, что навыки чтения, письма и счета не будут сформированы.
  2. Основная школа предъявляет недетские требования к самостоятельности, ответственности и инициативности школьников, особенно в ситуациях свободного выбора индивидуальных учебных траекторий. Неготовность взять высокую планку этих требований  угрожает эмоциональному благополучию большей части школьников. Однако, если основная школа, идя на поводу у детской неготовности, снизит уровень этих требований, она потеряет  развивающий эффект.
  3. Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Интеллектуальная, социальная и эмоциональная децентрация является основой способности понимать человека другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения, в частности - авторов учебников и учебных хрестоматий, выражающих определенный подход к обсуждаемой проблеме, мирно сосуществующей в культуре наряду с другими подходами, теориями, парадигмами. Если эти равновозможные культурные позиции предстанут перед неподготовленным подростком как джин из бутылки, это приведет к всевозможным искажениям и перекосам личностного и интеллектуального развития.

 


[1] У этого возрастного интервала нет еще строго закрепленного название. Одни называют его зрелой стадией младшего школьного возраста, другие - младшим подростковым возрастом, третьи - предподростковым.

[2] Более подробно с психологией кризисных возрастов можно ознакомиться в книге К.Н.Поливановой "Психология возрастных кризисов" ( М.,2000 )

[3] Об этом свидетельствуют низкие результаты Российских школьников в тестах компетентности (PISA).

Сетевая образовательная организация "Развивающее образование"
121609 г. Москва, ул.Крылатские Холмы д.15(1), тел.(факс) (495) 413-60-05
E-mail: ,
Разработка Интернет-проекта
"Московская Интернет Компания"
Клуб Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков"