О проекте /
проект "Природоведение" 5 класс
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (авторы Воронцов А.Б., Высоцкая Е.В., Львовский В.А., Чудинова Е.В.)
Учебник выходит к 1 сентября 2007 года. Заказать учебники можно по тел. (495) 413-60-05 или по эл.почте ,
Cтоимость учебника до 1 сентября 140 рублей, с 1 сентября 180 рублей.
О курсе «Природоведение»
Курс "Природоведение" для 5 класса является, с одной стороны, завершением учебной дисциплины начальной школы «Окружающий мир» (авторы Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева), с другой стороны, является стартом для целой группы естественнонаучных дисциплин основной школы, созданных в рамках концпеции образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова.[1]
Программа данного курса рассчитана на 70 часов при 2-х недельных часах в 5 классе. В 5-м классе может быть использован дополнительный третий час в неделю либо за счет школьного компонента, либо за счет интеграции с курсом "Информационные технологии" (в предлагаемом курсе "Природоведения" запланирована систематическая работа с различными источниками информации, а также предусмотрена компьютерная поддержка.
В курсе природоведения можно выделить четыре основных раздела:
Вводный раздел логически связан с завершающей частью курса "Окружающий мир" - "Человек на планете Земля". Основные задачи которого: - актуализация знаний и умений, полученных в начальной школе; - постановка ключевой проблемы курса "Природоведения"; - построение предварительной "карты" изучения курса.
После изучения по специально подобранным текстам условий и мест расселения человека, влияния природно-климатических условий на жизнь человека проводится игра "Таинственный остров". В игровой форме рассматриваются природные объекты и процессы, необходимо используемые при обеспечении "каждодневных" человеческих потребностей. При обсуждении результатов игры выделяются основные виды человеческой деятельности (питание, защита от неблагоприятных условий, перемещение и т.п.).
Первый раздел посвящен рассмотрению большого числа специально подобранных и найденных самими детьми текстов, описывающих разные виды человеческой деятельности, в которых человек сталкивается с природными объектами и процессами, создает разнообразные орудия и средства решения практических задач. Природные условия рассматриваются с точки зрения того, способствуют они или препятствуют осуществлению той или иной деятельности. На этом этапе должна быть поставлена задача опробования средств и орудий человеческой деятельности в различных условиях.
Содержание второго раздела связано с изучением разных природных (геологических, геоморфологических, климатических и др.) условий, созданием орудий и средств для обеспечения жизнедеятельности человека.
Основной познавательной задачей на этом этапе становится вовлечение в рассмотрение целостных системных объектов, отношения и связи которых задают существенные для формирования теоретического понятия ориентиры. В отношении объектов начинают использоваться категории, отражающие их собственные, "сущностные" предметные характеристики.
В результате выполнения ряда практических работ, которым в данном разделе отводится ведущее место (лишь те опыты, выполнение которых громоздко или опасно, будут представлены текстами, учебными фильмами или компьютерными моделями), отдельные природные объекты или процессы получат определения с позиции выделенных параметров, посредством которых осуществляется их измерение (соизмерение), направленное изменение или управление. Продуктом познавательной деятельности учащихся на этом этапе будут знания о возможностях "воссоздания" благоприятной ситуации практического действования.
Результатом выполнения заданий учебного практикума на этом этапе является модель (схема) объекта, фиксирующая существенные для образования понятия отношения. Осуществляется переход от непосредственных измерений параметров или иных фиксаций состояния объектов, к получению значений или прогнозу состояний в результате решения качественной задачи или выполнения расчета, с последующей проверкой на опыте или модели. Составление самими учениками и решение качественных и расчетных задач в рамках опробования совместно составленной схемы действия на этом этапе поддерживается как особая форма учебных взаимодействий.
Важным результатом учебной работы является прослеживание детьми "расхождения" путей исследований объектов по предметно-специфическим направлениям: выделенные направления преобразований объектов отчетливо группируются по способам, средствам и вовлекаемому предметному материалу, и, тем самым, в самом общем виде выделяются основные предметные области физики, химии, биологии, физической географии.
Необходимо отметить, что в программе дается избыточный учебный материал, во всех разделах предполагается резервное время, что позволяет учителю творчески преломлять программу с учетом условий конкретной школы (наличие оборудования, уровень подготовленности учащихся).
Такой подход к построению программы подразумевает возможность модификации его компонентов внутри отдельных содержательных блоков в ходе обучения. Все конкретные параметры программы курса (расчасовка по темам, выбор практических и лабораторных работ и заданий и т.д.) являются ориентировочными, они могут гибко меняться учителем, в зависимости от конкретной образовательной ситуации при сохранении общей концептуальности курса, представленного в настоящей Пояснительной записке, его целей и задач.
Учащиеся, которые обучались по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в начальной школе, хорошо подготовлены к учебному сотрудничеству, в частности, к групповой работе, поэтому значительная часть учебного материала может изучаться параллельно в малых группах с последующим публичным представлением результатов своей работы. Таким образом, последовательность изложения тем в программе не определяет строгую последовательность их изучения в классе. Использование проектных форм работы, особенно при изучении второго раздела, позволяет существенно снизить нагрузку на каждого ученика при сохранении высокого уровня образования.
В курсе большое внимание уделяется вопросам истории естествознания, истории взаимоотношений человека и природы (от приспособления к природе и учета природных условий к разумному управлению природными процессами и сотрудничеству с природой). Поскольку исторический контекст присутствует практически в каждом пункте, он специально не отмечается в программе.
Необходимо также отметить, что значительное место в курсе "Природоведение" отведено не только информационным технологиям, но собственно технологической составляющей практической деятельности учащихся в частности изготовлению простейших орудий, приспособлений, физических приборов.
Данный курс обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя учебник и методическое пособие для учителя.
Учебник содержит систему заданий для организации учебной и исследовательской работы учащихся в различных формах индивидуальной и групповой (в том числе, проектной) деятельности. Значительное место отводится учебным и научно-популярным текстам.
Методическое пособие раскрывает учителю систему работы по данной программе. В нем кратко рассматриваются психолого-педагогические основания образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, процесс перехода учащихся из начальной в основную школу, раскрываются условия организации естественнонаучного образования, описывается концепция и структура пропедевтического курса, даются методические рекомендации по организации разных форм учебной работы и контрольно-оценочных действий. В пособии подробно описан методический инструментарий для организации и проведения занятий.
[1] Физика (авторский коллектив под руководством В.А.Львовского), биология (авторский коллектив под руководством Е.В. Чудиновой), химия (авторский коллектив по руководством Е.В. Высоцкой), география (авторский коллектив под руководством А.Б. Воронцова)
|