Зарегистрироваться
Забыли пароль?




"Интернет-школа"
Регистрация пользователя






Календарь мероприятий



 
 

С 02 НОЯБРЯ ПО 03 НОЯБРЯ 2007 Г. ПРОВОДИТСЯ ИНТЕРНЕТ - СЕМИНАР

АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА НА САЙТЕ "МОЯ ГЕОГРАФИЯ"

Программа / Регистрация
С 02 НОЯБРЯ ПО 03 НОЯБРЯ 2007 Г. ПРОВОДИТСЯ ИНТЕРНЕТ - СЕМИНАР

АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА НА САЙТЕ "МОЯ ГЕОГРАФИЯ"

Программа / Регистрация

Педагогические инициативы. Проект ИСО. / Статьи и материалы /
Статья Свинаренко

Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20

Андрей Свинаренко
Заместитель министра образования и науки РФ,
Председатель Правления НФПК

Информатизация образования - не очередная реформа, а требование времени

Основные приоритеты современной государственной политики связаны с построением эффективной рыночной экономики, становлением гражданского общества и развитием человеческого потенциала страны.

Важнейшая роль в развитии человеческого потенциала принадлежит образованию, которое должно отвечать запросам экономики и современного общества. Для этого необходимо преодолеть свойственный этому социальному институту консерватизм, сделать его открытой системой.

Одним из условий решения обозначенных проблем является обеспечение участия работодателей в оценке качества реализуемых образовательных программ и изменение самой образовательной среды посредством внедрения в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Для воспроизводства научной и культурной элиты общества необходимо изменить структуру высшего образования, создать современную систему непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации в течение всей жизни. Поэтому наша цель - не проведение очередной реформы, а развитие системы образования по ряду приоритетных направлений, одно из них - информатизация.

Настоящий этап информатизации школы связан с преодолением увеличивающегося разрыва между содержанием образования, инфраструктурой образовательной сферы, потребностями новой экономики и общества в целом. С этой целью Министерство образования и науки реализует Федеральную целевую программу "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" и проект "Информатизация системы образования" (ИСО), начатый в этом году на средства, предоставленные Международным банком реконструкции и развития.

Ключевая роль в реальном изменении уклада школы, создании условий для естественного появления современных информационных технологий в образовательном процессе принадлежит именно этому проекту. Он должен обеспечить условия для обновления содержания и методов обучения, использования компьютера в учебном процессе, массового повышения компетентности его участников. Современная школа должна готовить детей к жизни в обществе, основанном на знаниях, поскольку благополучие отдельных граждан, общества и страны в целом зависит прежде всего от развития знаний и компетенций людей, то есть от человеческого капитала. Инвестиции в его формирование и развитие становятся наиболее эффективным способом вложения ресурсов.

При подготовке проекта ИСО был проведен масштабный анализ реальной ситуации с привлечением российских и зарубежных экспертов, который позволил заложить прочный фундамент для реализации проекта. При разработке его дизайна не только изучался международный опыт, но и учитывались специфические особенности отечественной системы образования. Важно отметить, что разработанная российскими экспертами модель ни в коей мере не является слепым заимствованием зарубежных аналогов. Она отражает реальные потребности российской школы. Вместе с тем в каждом компоненте проекта ИСО присутствуют элементы, апробированные в мировой образовательной практике.

Реализация проекта осуществляется Министерством образования и науки с привлечением в качестве группы реализации проекта Национального фонда подготовки кадров. В рамках проекта ИСО создается разветвленная структура консультационной поддержки на базе сети межшкольных методических центров, которая позволит вести постоянный мониторинг деятельности школ "пилотного" региона, что будет эффективно влиять на образовательную ситуацию "на местах".

Проект ИСО впервые в явном виде пытается решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением содержания образования, методов педагогической деятельности.

Логика проекта ИСО выстраивается следующим образом: повышение эффективности использования имеющихся ресурсов - создание новых ресурсов и их внедрение в массовую педагогическую практику - обеспечение механизма "обратной связи" между потребителем и производителем - поддержка на местах.

Одна из задач проекта - создание постоянно пополняемой общедоступной национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов ("электронная Ленинская библиотека" для учащихся и учителей), включающей новые учебники, методические материалы и другие цифровые образовательные ресурсы, которые будут доступны всему образовательному сообществу на законных и безвозмездных основаниях. Модель принадлежащей государству национальной образовательной коллекции цифровых ресурсов является во многом уникальной и представляет собой один из важнейших результатов проекта.

Однако в нынешних российских условиях фактор свободного доступа играет ключевую роль и обеспечить его может только государство. Кроме того, коллекция - это еще и инструмент борьбы с интеллектуальным пиратством, контрафактной продукцией. Российский рынок цифровых образовательных ресурсов значительно моложе, чем в любой из стран Запада. Изначально для него была характерна ориентация на домашнего пользователя. Школы в качестве непосредственных участников рынка большой роли не играли: у них для этого было слишком мало свободных средств. Поэтому западная практика, когда сами школы в массовом порядке закупают необходимые им продукты, в сегодняшней России в полной мере воспроизведена быть не может. А спрос на подобного рода ресурсы со стороны учителей и учащихся растет. Исходя из этих обстоятельств, в проекте реализуется идея централизованных государственных закупок и государственных заказов на разработку образовательного "софта". Более того, задача ставится таким образом, чтобы не только обеспечить школы данными ресурсами, но и включить их в регулярный учебный процесс. Последнему должна способствовать предусмотренная в проекте процедура длительной апробации: продукт не будет куплен и отправлен в массовую школу, пока он не прошел "обкатку" в условиях реального учебного процесса, пока не сформирована методика его использования.

Переход школы к открытому образованию невозможно обеспечить без организации системы соответствующих коммуникаций. В настоящее время в рамках федеральных целевых программ "Электронная Россия" и "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы" создаются коммуникационные каналы. Задача данного проекта обеспечить эти каналы необходимыми педагогическими и организационно-методическими информационными ресурсами.

Главным эффектом проекта должно стать принципиальное изменение системы повышения квалификации учителей посредством создания сети эффективно действующей постоянной методической поддержки (горячей линии) педагогов на базе межшкольных методических центров, оснащенных по последнему слову техники. Фактически речь идет о переподготовке учителей непосредственно на рабочем месте, "без отрыва от производства".

Важной задачей ресурсных центров будет также осуществление дистанционного обучения школьников из отдаленных сельских районов и "удаленной поддержки" учителей. Таким образом, еще одним эффектом проекта должно стать преодоление существующего неравенства в получении качественного образования.

Все эти меры помогут сделать отечественную школу общественно активным и значимым социальным институтом и позволят обеспечить формирование высокого потенциала образования и экономики России.

Сетевая образовательная организация "Развивающее образование"
121609 г. Москва, ул.Крылатские Холмы д.15(1), тел.(факс) (495) 413-60-05
E-mail: ,
Разработка сайта
Компания "ВебПроекты"
www.webprojects.ru
Клуб Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков"