Педагогические инициативы. Проект ИСО. /
Статьи и материалы
Информационно-телекоммуникационное сопровождение региональной системы образования в условиях формирования ИКТ - насыщенной среды
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в образовании
Развитие первых электронных средств телекоммуникации ознаменовало, согласно концепции Маклюэна, переход от линейного способа мышления к глобальному восприятию - гиперцепции - через образы телевидения и других электронных средств, что свидетельствовало о замене коммуникации, основанной на печатном слове, на новую, электронную, с естественной зрительной и акустической (аудиовизуальной) многомерностью. Одновременно также подверглись изменению представления о пространстве и времени: до изобретения телеграфа метафорой систем коммуникации была география или транспорт: информация максимально быстро могла передаваться только со скоростью поезда. После изобретения телеграфа необходимость в транспортной метафоре отпала: сократились расстояния, а информация начала превращаться в продукт, который можно было купить и продать [124, с.30]. Именно этот момент можно считать отправной точкой или началом четвертой коммуникативной революции, которая привела к завершению эры Гуттенберга и, соответственно, инициировало старт глобализации, превращения, по выражению М. Маклюэна [97, с.345], [130, с.52], [130, с.318], [116 с.208], [141, c.244] планеты в единую «глобальную деревню».
Согласно концепции М. Маклюэна (технологический детерминизм М. Маклюэна) развитие технических средств выходит на передний план и становится определяющим в социальном, коммуникативном прогрессе общества. Начало изменениям в коммуникации современного общества, по мнению М. Маклюэна, положило изобретение телеграфа, затем, последовательно, изобретение телефона, радио, кинопроектора, фонографа, телевидения, фотокопира, автоответчика, компьютера, видеозаписывающего устройства, компакт-диска, голографии, сотового телефона, факса, DVD, модема и интернет-технологий и т.д.. В тоже время, по мнению М. Маклюэна, высокая оценка этих технических устройств и их влияния на культуру общества, несравнима с изменениями, которые должны были проявиться с появлением и развитием компьютерного программного обеспечения [97, с.345], [130, с.313]. Эта гениальная пророческая мысль с очевидностью подтвердилась в 1993-1994 годах с разработкой графического веб-браузера [126], [108], что способствовало большей потребительской популярности Интернет, не смотря на ежегодное удвоение его потребителей в конце 1980-х - начале 1990-х годов, вызванное техническим развитием сетей (увеличение числа компьютеров, скорости каналов, надежности сетевых систем и пр.).
Далее...
|