|
Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования и науки Российской Федерации. Рекомендовано Экспертным советом Открытого института «Развивающее образование».В курсе математики 6 класса, как и в предшествующих классах, можно выделить две относительно самостоятельные содержательные линии. Первая касается развития понятия числа, вторая связана с формированием геометрических представлений. Арифметическая составляющая курса посвящена введению десятичных (в том числе, и бесконечных) дробей и отрицательных чисел. Тем самым к концу 6 класса формируется представление о действительном числе в полном объеме.Принципиально, что «новые» виды чисел - позиционные (в частности, десятичные) дроби, отрицательные числа - появляются из тех же оснований, что и на предыдущих этапах - натуральные числа и обыкновенные дроби: решения задачи измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы измерения; меняются лишь условия этой задачи, что и определяет различия видов чисел и способов их означения. Введение нового свойства величины - ее направленности - позволяет из того же исходного отношения получить отрицательные числа (отрицательному числу соответствует ситуация когда измеряемая величина и единица измерения имеют противоположные направления). Геометрический материал курса в значительной степени связывается с изучением величин и действий с ними. Так, например, введению понятия отрицательного числа предшествует рассмотрение векторов на плоскости. В то же время в курсе представлено и собственно геометрическое содержание, связанное с построением идеальных геометрических образов и развитием пространственных представлений. По сравнению с начальной школой усиливается роль моделирования. При этом модели приобретают качественно новый характер: из средства фиксации способов действий, открытых в предметном плане, они сами становятся источником постановки учебных задач и тем самым - открытия новых способов действия.
Реализуемый в данном курсе деятельностный подход, при котором знания не даются в готовом виде (в виде образцов, правил, алгоритмов), а добываются учащимися при решении учебных задач, путем выполнения учебных действий, определяет состав УМК и построение его составных частей.
Учебное пособие предназначено для разворачивания учебного содержания на уроке - все необходимое для постановки учебных задач и минимум заданий, рассчитанных на освоение и конкретизацию открытых способов действий. Сборник упражнений и задач содержит как задания для отработки соответствующих навыков, так и задания повышенного уровня. Такое структурирование, во-первых, позволяет представлять логику рассмотрения материала, во-вторых, создает учителю благоприятные условия для дифференцированного подхода к учащимся, различающимся по уровню и темпу освоения учебного материала. В шестом классе, также как это делалось в пятом классе, предполагается создание учащимися собственного «Справочника». Однако если в пятом классе справочник оформлялся на основе заготовок (текстов с пропусками), которые были приведены в учебнике-тетради, то теперь учащимся предлагается создавать справочник самим, как следующий шаг в формировании их учебной самостоятельности. В то же время в «Методических материалах», также входящих в состав УМК, учителю даются методические рекомендации, какую именно информацию было бы полезно занести в справочник.
|