Зарегистрироваться
Забыли пароль?






"Интернет-школа"
Регистрация пользователя






Календарь мероприятий



 
 

С 02 ИЮНЯ ПО 03 ИЮЛЯ 2009 Г. ПРОВОДИТСЯ СТАЖИРОВКА

КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, ЗАМ.ДИРЕКТОРОВ

Программа / Регистрация
С 02 ИЮНЯ ПО 03 ИЮЛЯ 2009 Г. ПРОВОДИТСЯ СТАЖИРОВКА

КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, МЕТОДИСТОВ, ЗАМ.ДИРЕКТОРОВ

Программа / Регистрация
С 01 сентября 2009 года начинает савою работу сетевая инновационная площадка МАРО "Стандарты НОО". В ее состав вошли более 40 образовательных учреждений из 30 регионов РФ. Желаем сети творческих успехов и реализации всех тех идей, которые были заложены в варианте Стандартов рабочей группы ИПОП "Эврика"

Сетевые образовательные программы / «Проектирование и разработка образовательной программы класса развивающего обучения» / 3. Первое образовательное пространство / Результаты очной сессии / Первый вариант образовательной программы класса РО /
Фрагмент № 1. Раздел: Календарно-тематическое планирование учителя

Основная цель КТ планов  всегда было - «уложить» все содержание учебной программы года в определенное количество часов. Для этого педагогами решались следующие задачи:

  • определение последовательности изучения отдельных тем учебного года;
  • внутреннее распределение тем уроков в каждой теме;
  • определение часов на каждую тему учебного года;
  • коррекция плана с учетом хода учебного года.

Как правило, педагоги перед началом учебного года либо использовали готовые планы других людей (авторов, методистов, учителей), либо сами занимались ориентировочным «разбрасыванием» заданных часов между всеми темами, уроками года.

Каждый учитель думал только о своем предмете, и, прежде всего, о его содержании. Ни одна форма календарно-тематического планирования не рассматривает ни формы, ни средства, ни методы организации учебного процесса, не согласует действия педагога, детей с другими педагогами других учебных предметов.

В техникумах, институтах используют тоже такую форму планирования, но в этих учебных заведениях требуют от преподавателей решить больший круг задач с помощью календарно-тематического плана.

С 1998 года в ЭУК «Школа развития» начался второй этап в совершенствовании работы по созданию календарно-тематических планов педагогов. Можно выделить следующие особенности  данного этапа в работе с календарно-тематическим планированием:

  • прежде всего, календарно-тематический план стал рассматриваться как рабочая программа по учебному предмету (см. ст.32 Закона «Об образовании» «Школа на основе примерных учебных программ, утвержденных МО РФ, разрабатывает свои рабочие программы по всем учебным предметам учебного плана школы»);
  • календарно-тематический план стал отражать у всех педагогов на первых двух ступенях образования (1-9 классы) основные фазы учебного года: фазу «запуска» (совместная постановка и планирование задач года), фазу совместного решения задач года и рефлексивную фазу учебного года. На всех этих этапах решаются свои педагогические задачи и строятся в рамках общей технологии образовательного процесса;
  • фаза совместного решения учебных задач в календарно-тематических планах стала отражать общую структуру разворачивания учебной деятельности в классе (постановка учебной задачи, поиск решения поставленной задачи (конструирование общего способа решения задачи), решения частных задач и т.п.);
  • календарно-тематический план стал отражать систему контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся, направленную прежде всего на процессуальную сторону данной деятельности, построенной на принципах безотметочной системе оценивания;
  • и самое главное, в календарно-тематический план педагога были заложен механизм решения основных задач, стоящих перед системой Эльконина-Давыдова (формирование учебно-познавательного интереса, учебной деятельности, учебного сотрудничества, основы теоретического мышления).

Пример такого вида календарно-тематического плана приведен в приложение 3.

Такой подход к созданию календарно-тематического плана учителем позволил в Комплексе педагогам:

  • освоить технологию организации образовательного процесса через освоение теории учебной деятельности, разработанной Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым и В.В. Репкиным;
  • освоить технологию контрольно-оценочной деятельности, разработанной А.Б.Воронцовым;
  • выработать общие «правила игры» на всех учебных дисциплинах.

Однако ряд проблем образовательного процесса данный этап работы над календарно-тематическим планированием не смог решить, а именно:

  • согласовать педагогические действия (формы, приемы, методы и средства) учителей, работающих с одними и теми же детьми (наладить «горизонтальные» связи);
  • в деятельности на уроках акцент сделать на детских действиях, а не на педагогических;
  • календарно-тематический план в том виде, в каком он создавался не мог задавать разные «маршруты» детей на уроках, внутри отдельных тем;
  • не мог реализоваться модульный подход (каким он должен быть на самом деле) к построению учебной программы. Из таких учебных программ сложно конструировать межпредметные связи, координацию учебных предметов;
  • существующий календарно-тематический план не учитывал деятельность педагогов и учащихся за пределами урока (класса);
  • с помощью календарно-тематического плана на год, который существует в практике любой школы, невозможно учителю удерживать всю логику учебного курса на протяжении его изучения.

Таким образом, развитие ситуации вокруг проблем образовательного процесса в ЭУК «Школа развития» потребовал от педагогов следующего шага в развитии работы над совершенствованием не только календарно-тематического планирования, но и всей технологии организации образовательного процесса в школе. Поэтому можно сказать, что с 2004 года начался третий этап этой работы - этап перспективного планирования и создания «технологических карт» модулей отдельных тем курса.

Основная цель нового этапа - соединить в работе учителя такие основные виды педагогической деятельности, как анализ, целеполагание, планирование, конструирование (проектирование) и рефлексию.

Рассмотрим  основные этапы работы учителя и их характеристики.

1 этап - работа над созданием перспективного плана учебного курса общего образования (1-9 классы).

Данный этап работы предполагает  коллективную  работу учителей определенного учебного предмета, работающих в 1-9 классах школы. Коллективу предметников предстоит выполнить следующие виды работ:

  • определить цели курса на разных этапах обучения (начальная и основная школа) и согласовать их между собой;
  • выделить ключевые задачи, с помощью которых от класса к классу будет вестись работа над достижением поставленных целей единого курса учебного предмета (например, русского языка, математики и т.д.);
  • описать детские и педагогические действия, которые будут задействованы для решения поставленных задач в динамике от класса к классу, соблюдая преемственность и развитие этих действий от класса к классу;
  • рассмотреть возможные формы организации учебного процесса в развитии учебного курса от класса к классу;
  • определить «промежуточные» результаты на каждый учебный год и «контрольные» задачи, с помощью которых можно обнаружить у детей этот результат и согласовать их между собой для достижения конечных целей учебного курса.

Общим результатом («продуктом») коллективной работы группы учителей должны стать единые (согласованные) рабочие программы по каждому учебному предмету в форме перспективного планирования на период с 1 по 9 класс (см. приложение 4), которые утверждаются в последствии на педагогическом Совете Комплекса и действуют в данном учебном заведении как рабочие программы по сквозным учебным дисциплинам на протяжении 9-ти лет школы.

Преимущества такого вида планирования:

  • позволяет каждому конкретному учителю работать в условиях общей программы учебного предмета, принятой в данной школе и видеть свое место в реализации единой программы курса, которая отражает основные цели и задачи общей Образовательной программы школы;
  • отсутствует жесткая привязка к уроку (как единственной формы организации учебного процесса), что позволяет учителю в ходе учебного года легче варьировать учебным материалом исходя из особенностей конкретного класса и их достижений, трудностей;
  • помимо содержания учебного предмета определяются основные действия педагога и детей, а также формы организации учебного процесса с учетом возраста, класса и освоенных способов действия учащихся;
  • фиксирует все «промежуточные» результаты, согласует их между классами, дает возможность соотнести их с поставленными основными целями и задачами курса, а также определяет конкретный «инструмент» (задачи), с помощью которых можно определить качество промежуточного «продукта».

Необходимо  отметить, что возможен и другой  путь реализации первого этапа работы, когда вначале каждый учитель одной учебной дисциплины разрабатывает годовой план (по заданной форме) на свой класс, после чего начинается работа по согласованию всех планов между собой и составлению общего перспективного плана на конкретный учебный предмет. Выбор пути работы зависит от  профессионального уровня конкретных педагогов, от взаимоотношений внутри педагогического коллектива.

2 этап - разработка «технологических карт» и рефлексивных описаний отдельных тем учебных курсов.

Данный этап работы предполагает индивидуальную работу каждого учителя над разработкой (проектированием) отдельных тем учебного года по той же схеме: цель, задачи, детские и педагогические действия, формы, результат и «контрольная» задача и их рефлексивное описание.

Цель данного этапа работы - освоение разнообразных способов, форм, приемов деятельности педагогов в условиях урока, учебных и консультативных занятий в начальных классах, в условиях концентрированного обучения в основной школе и соотнесение их с основными целями и задачами учебных курсов.

На этом этапе работы также возможно минимум два варианта развития событий:

1 вариант (оптимальный) - учитель перед началом темы (блока) составляет проект темы и «технологическую карту» образовательного процесса. Далее педагог проводит учебный блок (тему), после этого на основе рефлексивного анализа вносит  коррективы (или изменения) в созданные «модули» и «технологические карты», которые накапливаются в «портфеле» у учителя в течение учебного года (см. приложение 5).

2 вариант (рефлексивный) - модули и  «технологические карты» создаются после проведенного блока (темы) на этапе  педагогической рефлексии. Таким образом, «технологическая карта» и описание модуля есть результат уже рефлексивной работы и создаются с учетом всех возможных развитий событий в классе у конкретных детей. Эти материалы также накапливаются у  учителя в его «портфеле» в течение учебного года.

Все эти материалы будут необходимы педагогическому коллективу для следующего этапа работы.

Остановимся теперь на разработке планов изучения и «технологических карт» отдельных тем учебного курса.

Прежде всего, необходимо различить «план (проект) изучения (описания)» и «технологическую карту» темы.

План (проект) изучения (описания) - является способом конкретизации общего, перспективного годового плана изучения  учебного предмета и  отражает основную цель темы,  условия (задачи) и средства (детские, педагогические действия, а также формы их организации, которые необходимо создать и решить для достижения определенного результата (получения «продукта»), который также фиксируется в данном плане вместе с «контрольным» заданием (задачей), с помощью которой можно определить уровень достижения поставленной цели перед началом изучения темы.

При разработке  плана (проекта) темы важно удерживать связку: цель задачи результат «контрольная задача».

Общий вид плана (проекта) можно представить в виде схемы:

 

 

Именно эта «связка» может быть (стать) предварительной экспертизой со стороны учителя, администрации школы, методиста и т.п. проекта (плана) темы до ее изучения с целью возможной коррекции. Предметом экспертной оценки в данном документе является собственно цель темы, задачи темы как условия достижения поставленной цели, соотнесение результата и цели, а также качество подобранной «контрольной задачи (задания)», с помощью которой можно будет увидеть достигнутый  результат.

Пример подобного плана (проекта) изучения темы можно рассмотреть в приложении 4.

Технологическая карта - есть изображение хода образовательного процесса за конкретный промежуток времени (тему) с обозначением всех связей и отношений между предметным содержанием, способами и формами достижения результата («продукта») изучения темы.

Центральное  место на такой «карте», в отличие от плана (проекта) изучения темы, отводится прежде всего разворачиванию детских действий как в классе на уроке, так и за пределами его (учебное занятие, предметные консультации в начальной школе, мастерские и лаборатории в основной  школе). Обязательными элементами «карты» являются также: формулировка учебной (учебно-практической, учебно-проектной задачи), а также фиксация на ней промежуточнх результатов («продуктов») из которых должен получиться общий результат («продукт») изученной темы.

Технологической такая карта называется потому, что она отражает возможную последовательность  действий (детский и педагогических) по достижению результата темы.

Подобная «карта» включает в себя и пограничные «территории» к изучаемой теме. Это условие необходимо для того, чтобы можно было проследить (или установить) связи конкретной темы с предыдущей и последующей темами курса.

Общий вид возможной «технологической карты»:

 

 

Точечным способом на этой схеме показаны «актуальные знания и умения», именно эти знания и умения необходимы для постановки новой задачи, сеточным способом - «проблемная зона, зона ближайших знаний и умений», здесь формируются (изобретаются) новые средства для решения новой задачи.

Пунктирная стрелка показывает движение от одной учебной задачи к другой. Сплошная стрелка показывает движение по опробованию и конструированию необходимых средств для детских действий во время решения задачи в ходе учебного блока.

Пример такой «технологической карты» темы «Измерения для определения местоположения объекта в пространстве» (6 класс, география) изображен в приложении 5.        

3 этап - построение «горизонтальных» связей и отдельных межпредметных учебных модулей на основе перспективных планов изучения отдельных предметов.

Цель данного этапа работы педагогического коллектива - поиск путей согласования действий отдельных педагогов, работающих в одном классе, на основе:

  • разработки общей программы формирования ключевых компетентностей школьников с 1 по 9 класс;
  • организации межпредметной проектной деятельности как одной из форм учебной деятельности в основной школе ;
  • разработки межпредметных учебных модулей .

В перспективе  такая работа должна прежде всего обеспечить разгрузку учебного плана примерно на 25%, что даст возможность школьникам больше тратить время на индивидуальные дополнительные образовательные программы, а также ликвидировать дублирование учебного материала в разных  учебных дисциплинах. Но это наша пока ближайшая перспектива (2005-2006 учебный год).

Сетевая образовательная организация "Развивающее образование"
121609 г. Москва, ул.Крылатские Холмы д.15(1), тел.(факс) (495) 413-60-05
E-mail: ,
Разработка Интернет-проекта
"Московская Интернет Компания"
Клуб Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков"