Сетевые образовательные программы / «Проектирование и разработка образовательной программы класса развивающего обучения» / 3. Первое образовательное пространство / Результаты очной сессии /
Краткий толковый словарь учителя развивающего обучения
Рабочий вариант
(образовательная система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Всеобщее - генетически исходная связь изучаемой системы, которая в своем развитии и дифференциации порождает всю ее конкретность. Такое «всеобщее» необходимо отличать от формальной одинаковости, выделяемой в эмпирическом понятии.
Ведущая деятельность - это такая деятельность развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (А.Н.Леонтьев).
Это декларация намерений: она определяет направление развития, в котором взрослые собираются вести ребенка (Г.А.Цукерман).
Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:
- В форме этой деятельности и внутри нее рождаются и выделяются как новые и особенные другие виды деятельностей;
- В этой деятельности образуются или перестраиваются психические процессы;
- От этой деятельности ближайшим образом зависят основные возрастные изменения личности ребенка.
Воля - практическое достижение человеком намеченной цели при решении той или иной задачи. Воля есть контроль внимания ( с.11)
Деятельность - активная жизнь людей, которая состоит в том, чтобы целенаправленно изменять и преобразовывать природную и социальную действительность.
Зона ближайшего развития - это расстояние, зазор между актуальным уровнем развития ребенка и уровнем его возможного развития, который определяется по задачам, решаемым им в сотрудничестве со взрослым. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день (Л.С.Выготский)
Проверка - это сбор информации, на основе которой должно быть высказано то или иное суждение.
Предмет - это не просто некий объект, существующий сам по себе и лишь воздействующий на субъект, а как то, на что направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия (с.21)
Оценка - это форма, в которой выражено суждение о качестве того или иного действия.
Оценка - есть мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения возрастных и учебно-воспитательных этапов освоения культуры (Ю.А.Полуянов)
Самооценка - это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека (А.В.Захарова).
Общая самооценка (самоуважение, самопринятие) состоит в переживании собственной ценности или никчемности, глобальной удовлетворенности или недовольства собой, ощущении собственной значимости или ничтожества.
Конкретная самооценка - адресована любым частным проявлениям человека - прежде всего качествам, раскрывающимся в общении (доброта, честность, смелость, ответственность и др.) и в деятельности (способности, знания и умения).
Рефлексивная оценка - знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях, которые связаны с двумя способностями: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. Эти две способности формируются в большей степени в рамках учебного действия оценки.
Ретроспективная оценка - это оценка уже выполненной работы. В ее становлении выделяется два шага: шаг первый - ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки; шаг второй - ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки.
Прогностическая оценка - оценка предстоящей работы. Она является «точкой роста» способности младшего школьника к оцениванию себя.
Действие оценки - действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Действие оценки - умение определять наличие или отсутствие у самого себя общего способа решения тех или иных задач.
Кооперация (сотрудничество) - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Индивидуальность - не только результат, но и сам процесс развития индивида, это неповторимое своеобразие индивида, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта общественно-исторического развития. Неповторимость индивида определяется органической целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельном общении с другими носителями общественной культуры. Необходимыми посредниками (средствами) этого общения служат предметные формы, способы и средства культуры: орудия и продукты всех видов труда, язык, знания, навыки и умения и т.п.
Индивидуальный субъект - это инициатива постановки целей коллективной деятельности отдельным человеком и ответственность за эту инициативу. Ответственность перед собой и другими, перед другими и собою (с.16)
Интериоризация- есть не что иное, как превращение коллективной деятельности, выполняемой коллективным субъектом, в индивидуальную деятельность, выполняемую индивидуальным субъектом.
Идеальное - это отражение внешнего мира в общественно определенных формах деятельности человека.
Идеальная форма - это не просто культурный образец, находящийся рядом с ребенком, но и явленный ребенку культурный образец, то к чему ребенок находится в некотором отношении.
Идеальная форма материального предмета обнаруживается в способности человека активно воссоздавать его, опираясь на слово, чертеж, модель, в способности превращать слово в дело, а через дело - в вещь. Общая схема : вещь-действие-слово-действие-вещь
Осознание - движение и поиск решения новых проблем, выход за рамки сложившихся представлений.
Принципы обучения по В.В.Давыдову
Принцип преемственности - связь качественно различных стадий обучения - различных как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям. В младшей школе - это научные понятия (содержание) и учебная деятельность как способ освоения этих понятий.
Принцип развивающего обучения - это такое построение обучения, когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий. Такое обучение должно создать у детей те условия и предпосылки психического развития, которые могут отсутствовать у них с точки зрения высоких норм и требований будущей школы. Развивающее обучение - есть активная форма осуществления развития ребенка.
Принцип деятельности - источник, средство и форма построения, сохранения и применения знаний. Сознательность может быть реализована лишь в том случае, если школьники получают знания не в готовом виде, а выясняют всеобщие условия их происхождения. А это возможно лишь при выполнении детьми тех специфических преобразований предметов, благодаря которым в их собственной учебной практике моделируются и воссоздаются внутренние свойства объекта, становящиеся содержанием понятия.
Принцип предметности - точное указание тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, с другой - изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей. Данный принцип обучения фиксирует возможность и целесообразность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы для последующего выведения его частных проявлений. Требование выделения всеобщего и построения в обучении на его основе конкретной системы - это следствие принципа предметности.
Предметность учебного сотрудничества - предметом действий учителя является не только само учебное содержание, но и позиция ученика, позиция частичного знания, ненормативного понимания и содержания задачи, и ожиданий партнера-учителя (с.43)
Понятие - форма мыслительной деятельности, посредством которой воспроизводятся идеализованный предмет и система его связей, отражающих в своем единстве всеобщность, сущность движения материального объекта. Понятие одновременно выступает и как форма отражения материального объекта и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т.е. как особое мыслительное действие. Иметь понятие о данном объекте - это значит мысленно воспроизводить, стоить его (В.С.Библер). Действие по построению и преобразованию мысленного предмета является актом его понимания и объяснения, раскрытия его сущности.
Понятие - это средство мысленного воспроизведения какого-либо предмета как целостной системы. Иметь понятие о таком предмете - значит владеть общим способом мысленного построения этого предмета (Э.В. Ильенков)
Рассудок - тип мышления, направлен на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности, т.е. придания ей формы понятия. Благодаря этому можно четко различать и разделять предметы. Это мышление - начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. Наглядные образы придают рассудочному мышлению конкретное содержание. Рассудочное мышление, опирающее на наглядные образы, можно назвать эмпирическим.
Разум - тип мышления (разумное, диалектическое мышление), который открывает в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности. Данный тип мышления вскрывает переходы, движение, развитие. Благодаря этому разумное мышление может изучать вещи согласно их собственной природе. Предпосылкой такого мышления выступает «исследование природы самих понятий» (рефлексия). Разумное мышление, внутренне связанное с исследованием природы своей собственной основы - с исследованием понятий - называется теоретическим.
Теоретическое (разумное) мышление - имеет ряд характерных черт:
анализ как способ выявления генетически исходной основы некоторого целого; рефлексия как рассмотрение основания своих собственных мыслительных действий; планирование - мыслительное действие, которое осуществляется в основном в плане мысленного эксперимента.
Позиция - отношение к миру людей, которое человек выстраивает сам. Начинается построение позиции с построения отношений с самим собой.
Статус - характеристика предельно регламентированных отношений, в которых человеку однозначно предписаны, заданы в готовом виде его место, способы взаимодействия, система взглядов и оценок.
Сознание - это воспроизведение человеком идеального плана своей целеполагающей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей (В.В.Давыдов).
Возникает сознание там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стоны, как бы глазами другого человека, глазами всех других людей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности (Э.В. Ильенков)
Учебный предмет - есть построение перехода «от общего к частному» в предметном материале на основе специфических учебных действий через следующие установки:
- Все понятия, конструирующие данный учебный предмет или основные его разделы, усваиваются детьми путем рассмотрения таких условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными словами, понятия задаются не как готовое знание)
- Усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние выводятся из абстрактного как из своей единой основы. Это установка соответствует требованиям принципа восхождения от абстрактного к конкретному.
- При изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий ученики выявляют генетически исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий.
- Установленная связь воспроизводится в особых предметных, графических или знаковых моделях, позволяющих изучать ее свойства в «чистом виде».
- У школьников необходимо сформировать такие предметные действия, посредством которых можно в учебном материале выявить и в моделях воспроизвести существенную связь объекта, а затем изучать ее свойства.
- Учащиеся постепенно и своевременно переходят от предметных действий к их выполнению в умственном плане.
Личность - субъект деятельности, производящий новый материальный иди духовный продукт. Произвести такой новый продукт - значит осуществить акт творчества. Понятия «личность» и «творчество» неотделимы друг от друга (с.270)
Умение учиться - это новообразование младшего школьного возраста, связанное в первую очередь с освоением формы учебного сотрудничества (с.21). Умение учиться имеет две составляющие: рефлексивные действия и операции, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой субъекту чего-то не хватает и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться: почему имеющихся средств и способов действия недостаточно для решения задачи; 2) продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться (с.23).
Учебная деятельность - деятельность, имеющая своим содержанием овладением обобщенными способами действий в сфере научных понятий (Д.Б.Эльконин)
Учебная задача - возникает, когда в ходе практического действования (понимания, мышления) обнаруживается разрыв в практическом действовании (понимании, мышлении), который может быть преодолен отысканием нового способа действования (понимания, мышления). Отличается от любой другой задачи тем, что она направлена на получение особого результата, результат ее решения - самоизменение. Характеризуется тем, что новый способ действования (понимания, мышления) является общим способом решения целого класса конкретно-практических задач.
Рефлексия - индивидуальная способность человека по установлению границы собственных возможностей, знать, чего знает (умеет) и чего не знает (не умеет).
Способ учебного сотрудничества со взрослым - есть учебное взаимодействие ребенка (класса) со взрослым (учителем), которое имеет следующие характеристики:
- Однопредметность, т.е. у ребенка и взрослого есть и единая задача, и единая система отношений. Объединяющая их задача требует поиска способов действия, общих для определенного круга задач, а общая система отношений - поиска способов действия, общих для всех участников взаимодействия, что предполагает обнаружение и координацию различных точек зрения;
- Однопредметность взаимодействия всегда частична, т.к. в него вступают люди с заведомо разными представлениями и о содержании совместных действий, и об ожиданиях партнера по взаимодействию. Для удержания однопредметности требуется постоянный контроль взаимопонимания, который состоит в мгновенном разрушении однопредметности, фиксации разрывов понимания и поиске причин: различия позиций. Последующая координация позиций восстанавливает однопредметность;
- Усилия по созданию и удержанию однопредметности сотрудничества не могут быть односторонними. Ученик должен быть инициативен в построении совместных учебных действий со взрослым. Инициативность ребенка в организации учебного взаимодействия есть мера его учебной самостоятельности в начале обучения;
- Ученик, приглашающий учителя к сотрудничеству, - это не имитатор действий учителя. Он действует в области собственного незнания, где нет готовых образцов, где репродукция невозможна;
- Если сфера доучебного, имитационного сотрудничества - навыковые, репродуктивные задачи, то сфера учебного сотрудничества - поисковые, непродуктивные, собственно учебные. Лишь в учебном сотрудничестве рождается субъект учебной деятельности.
Учебное сотрудничество со сверстниками - способ взаимодействия с равными, равносовершенными при постановке и решении учебных задач. При таком взаимодействии распределяются между сверстниками не отдельные операции, входящие в состав целого действия, а разных точек зрения на изучаемое явление, каждая их которых, претендуя на целостность, не является, однако, достаточной для решения задачи.
В группе сверстников ребенок, с одной стороны, обходится без помощи взрослого, с другой стороны, не лишен поддержки. Предельно развитой формой такого взаимодействия выступает общеклассная дискуссия, где весь класс действует как сорганизованная группа. Без предварительной работы по выращиванию этой сложнейшей «симфонической» организации из ее простейших элементов - микродискуссий в малых группах детей - общеклассная дискуссия вырождается во множество параллельных взаимодействий «ученик-учитель».
Позиционный способ организации учебного сотрудничества детей - способ распределения функций в совместной деятельности, при котором каждый участник занимает позицию, открывающую ему определенный аспект общего действия, с обязательной неоднократной сменой позиций.
Поиск - действие в ситуации, обнаруживающей недостаточность, непригодность ранее усвоенных способов действия и требующей либо их модификации, либо конструирования принципиально нового способа действия (Н.В.Репкина).
Чтобы организовать поиск в классе необходимо:
- Исключить возможность подражания готовым образцам действия;
- Предоставить детям возможность свободно выдвигать предположения о том, как выйти из затруднения;
- Одобрять все содержательные попытки и пробы;
- Фиксировать детские гипотезы и делать пробы предметом общего обсуждения и анализа без специальных оценочных личностных оценок;
- Не бояться уронить свой учительский авторитет, открыто обнаруживая собственное незнание.
Учить себя - это значит строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думавшим и действовавшим не так, как сегодня.
Учебное сотрудничество с собой - это позиция школьника, совершенствующего самого себя. Выделяется два принципа построения учебных отношений ребенка с самим собой:
- Обучение детей предельно дифференцированной самооценке, сравнению своих вчерашних и сегодняшних достижений, при этом самооценка ребенка должна опережать учительскую оценку, содержанием которой становится не столько качество ученической работы, сколько адекватность детской самооценки;
- Предоставление ребенку возможно большего количества равнодостойных выборов. Это может быть выбор аспекта оценивания, задания или способа действия и взаимодействия. Главный выбор, который делает ученик в процессе обучения - это выбор собственной точки зрения. Формой объективации меняющихся детских позиций может стать составляемый всем классом учебник, куда ученик группа заносит свои сегодняшние мнения с тем, чтобы завтра иметь возможность с самим собой не согласиться или подтвердить собственную догадку.
Учебное классное сообщество - организованная взрослым, но действующая без его непосредственного руководства группа сверстников (одноклассников), в основной школе - разновозрастная группа. Эта группа детей способна сорганизоваться для совместного выполнения дел, непосильных для каждого отдельного участника общей работы. Эффективность работы группы больше, чем сумма индивидуальных достижений каждого ее участника.
Учебное сотрудничество
Имитационное сотрудничество
Детская учебная самостоятельность - способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний и умений. Эта способность имеет два источника:
- Овладение содержанием и способами действия позволяет ребенку обходиться без помощи взрослого, быть самостоятельным при осуществлении интрапсихического, индивидуализированного действия;
- Овладение способами взаимодействия делает ребенка инициативным, самостоятельным в осуществлении интрепсихического, совместного действия, которому он учится.
Психическое новообразование возраста - продукт возрастного развития.
Необходимо различать:
- Новообразования, связанные по преимуществу с освоением содержания ведущей деятельности и обеспечивающие успешность индивидуального предметного действия (такова рефлексивная составляющая умения учиться, позволяющая ученику, отделив известное от неизвестного, ставить новые учебные цели);
- Новообразования, связанные по преимуществу с освоением формы ведущей деятельности и обеспечивающие успешность взаимодействия (такова субъективная составляющая умения учиться, обеспечивающая самостоятельность ребенка в поиске недостающих ему знаний уже на этапе интерпсихического, неиндивидуализированного действия).
Субъект учебной деятельности - тот, кто умеет учить себя: фиксировать границу своих возможностей и, выходя за нее, указывать учителю, в какой именно помощи нуждается.
Триада учебного диалога - единица урока, которая состоит из трех тактов: инициация - обычно в форме вопроса учителя; ответ ученика (учеников) на вопрос (серию вопросов) учителя; заключение - обычно в форме учительской оценки и (или) дополнительной, уточняющей информации о том, как надо было бы правильно ответить на исходный вопрос.
Человеческое действие - есть преобразование объективно существующих вещей, изменение, переработка и перевод существующего состояния объекта в другое состояние. Основная характеристика человеческого действия - это его предметность. Предметом действия всегда является конкретная связь (отношение) вещей, а не вещь. Действие содержит в себе две части: ориентировочную и исполнительную.
-
Исполнительная часть действия - это результативная, продуктивная часть, собственно преобразование;
-
Ориентировочная часть действия- включает в себя все моменты, на которые человек ориентируется, опирается, осуществляя действие.
Умственные действия - исполнительная часть действия совершается как бы «в уме», недоступно для наблюдения. Это действия, относящиеся к мышлению, воображению, восприятию, памяти и т.д.
Теоретическое знание - есть способ реального (общие способы предметных действий) или мысленного (понятия) преобразования предметов. Преобразование, в котором обнаруживается их существенная связь или отношение.
Конкретное - объективная целостность, существующая через связи единичных вещей. Конкретное - это единство многообразного (К.Маркс).
Абстрактное - неразвитое, но существенное и генетически исходное отношение некоторой целостной системы (т.е. конкретного).
Восхождение мысли от абстрактного к конкретному - единый процесс мыслительного действия, состоящий из теоретического (содержательного) абстрагирования и обобщения.
Благодаря содержательному абстрагированию вычленяется исходное отношение некоторой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает его специфику.
Содержательное обобщение - обобщение, в процессе которого обнаруживаются и прослеживаются реальные взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным (эмпирическое обобщение устанавливает лишь формальные родо-видовые зависимости в различных классификациях). Произвести содержательное обобщение - значит открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого, открыть закон становления внутреннего единства этого целого. Содержательное обобщение совершается путем анализа некоторого целого с целью открытия его генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого.
Теоретическое понятие - есть форма выражения абстракции и обобщения содержательного типа, которая служит способом выведения особенных и единичных явлений их всеобщей основы.
«Прежде чем делать что-то, необходимо сначала научиться, но научиться можно, только начав делать» (Аристотель)
«Ученика нужны не бесправие и зависимость от учителей, а возможность думать и учиться самостоятельно; иными словами, обучение - это то, что делает сам ученик, а не то, что делается за него (Кэтрин Фоснот,1989)
Учебная самостоятельность начинается со способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя.
|