Зарегистрироваться
Забыли пароль?




"Интернет-школа"
Регистрация пользователя






Календарь мероприятий



 
 

С 02 НОЯБРЯ ПО 03 НОЯБРЯ 2007 Г. ПРОВОДИТСЯ ИНТЕРНЕТ - СЕМИНАР

АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА НА САЙТЕ "МОЯ ГЕОГРАФИЯ"

Программа / Регистрация
С 02 НОЯБРЯ ПО 03 НОЯБРЯ 2007 Г. ПРОВОДИТСЯ ИНТЕРНЕТ - СЕМИНАР

АПРОБАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА НА САЙТЕ "МОЯ ГЕОГРАФИЯ"

Программа / Регистрация

Новости /
Подробнее

16 октября '07

Прошло первое заседание семинара "Моделирование в учебной деятельности"

Б.Д. Эльконин
тезисы к выступлению

Моделирование в развивающем обучении

Жанр моего выступления - постановочный. Необходимо вспомнить и переосмыслить вопросы «затертые» в технолого-методическом дискурсе.

1.

Первая группа вопросов связана с необходимостью моделирования.

Если приняты положения о понятии как продукте обучения и, следовательно, о том, чем завершается этап обучения, то модель - это необходимая форма понятия. «Работа» понятия в форме модели - мысленное преобразование реальности. Этот несомненный канонический тезис имеет одно неприятное следствие. Его принятие предполагает, что продуцирование моделей - мера обученности в РО, итог РО. И Тогда надо описать то каким образом, для чего и в каких пределах субъект учения (коллектив, индивид) продуцирует  модели (как самую важную для него реальность).

2.

Первого тезиса явно недостаточно для построении обучения в его основе - построения единицы процесса обучения (учебного акта).  Для построения единицы (в РО) необходимо ввести горизонт отношения обучения и развития. В этом горизонте ответить на вопрос о необходимости моделирования, т.е. о том для чего нужно моделирование - не позволяет «скрытая» за требованиями предметной понятийности. Понятийность и модельность выступают теперь как средства чего-то иного. А именно некоего шага развития. И тогда надо указать на то, в чем состоит этот шаг. Например, на то, что открылось человеку, какие схемы и какие новые функциональные органы у него возникли и т.п. Без постановки предельно конкретных вопросов о развитии или, точнее, об определенных масштабах развития, о том, что помимо знаковых форм перешло откуда-то и куда-то, разговор о моделировании является для РО не более чем методико-дидактической мастурбацией, т.е. действием хоть и систематически результативным, но недостаточно продуктивным.

На вопрос о том, что меняется посредством моделирования есть ответ - строение Действия. Точнее - способа действия, а еще точнее - пробной формы осуществления действия.

Знаковые, образно-символические заместители объекта и поля действия создают условия появления двуплановости, двуплоскостности действования: возникает его реальный (фактический, внешний) и образно-знаковый (модельный, символический) планы. Возникают условия для того, чтобы действием в реальном плане (в плане фактического объекта и поля) преобразовывать строение мысленного плана. Такое, протекающее в реальном плане, действие, объектом которого является мыслительный (модельный) план, а предметом - возможности сохранения или преобразования модели, является собственно пробующим, т.е.  получает значение опробования возможностей и границ действования, заданных его объектом и полем и представляемых не иначе, как в знаковой форме. Т.о. основным новообразованием моделирования является появление действия нового типа - пробно-продуктивного действия. Его результаты и продукты относятся одновременно и к достижениям в реальности и к испытанию композиции образа реальности (т.е. к мысли о реальности).

Основной переход, опорой которого (мостом которого) является моделирование, есть переход от непосредственных проб и ошибок (характерных для непосредственно-результативного действия в пределах конкретно-практической задачи) к пробно-продуктивной форме действия[1].

При этом в «уме» (на «карте») субъекта возникает место объекта и место схемы действия в их различиях и соотнесениях. Кстати, лишь относительно такого строения действия может идти разговор об оценке как рефлексии, знании незнания, опробовании границы и т.п. иначе он превращается в тривиальность («стукнулся о стену, значит не знал о ней, а не стукнулся так и не узнал» - вот и вся рефлексивная проблематизация).

Итак, разговор о моделировании требует принципиальной постановки под вопрос его смысла. Причем, смыслы, модели и понятия не в уже исследовательско-теоретическом мышлении, а в его становлении (и тем самым, кстати, постановки под вопрос смысла самого теоретического мышления). Не ученый-теоретик и его теория есть ценность, а становление человека, в котором форма теоретичности оказывается условием его  (становления) полноты.

Вариант ответа на вопрос о смысле моделирования дан. В той мере, в какой он принимается, возникает веер вопросов о средствах продуцирования и программирования указанной формы действия, о ее феномене и средствах его наблюдения, а также о вторичных показателях (в отличие от феноменов), по которым можно «подозревать» о ее наличии.

3.

Второй круг вопросов также касается необходимости модели (образно-знаковой формы), но не в  отношении шага развития (перехода от одного типа субъектности и действия к другому), а в отношении самой ситуации порождения модели. Это круг вопросов о ситуативной необходимости моделирования (и любого знакового отображения). Главный вопрос здесь в том, что, какая ситуация какое стечение обстоятельств требует для себя модели. Или иначе: «ответом на какой здесь и теперь вызов (зов) является модель?» Чему, какому положению дел необходима модель? Или в более привычной и спокойной лексике: «какова исходная ситуация моделирования?»

Вопросы могут показаться непривычными, поскольку привычка говорит о том, что первоначально  развернутое внешнее действие сворачивается в знаках для того, чтобы стать свободным (Пьеже, Гальперин), не втянутым в обстоятельства материала и т.п. К вопросу о знаковости и «возвышении для обозрения (позиции)» надо отнестись серьезно. Но ведь все подобные аргументы  - это аргументы «Формирователя», антропотехника и, если это единственные аргументы, то его позиция эгоцентрична. Если, например, взять теорию поэтапного формирования, то что надо сказать и надо ли говорить о том, какова та реальная и чувствуемая человеком коллизия материальной формы действия, которая требует материализованной и громко-речевой форм? Или еще: как требует сравнение параметров вещей буквенной записи его результатов? Автору программы понятно, что буквенная запись есть обнажение именно отношения, в отличии и в отличении от натуральны данностей вещей и признаков вещей. Но это ведь Автору понятно!

Для практики РО подобное введение моделирования часто оборачивается ритуализациями. Нечто вроде: «здесь решать задачку без схемы целого-части как-то неприлично». Или же: «при учительнице Н. это неприлично».[2]

Для построения и представления гипотезы об исходной ситуации моделирования, а шире - отображения - надо сделать предварительное замечание. Необходимо различать отображение некоего усилия и специальное представление этого отображения - собственно знаковую форму (схему, модель, картину, карту, текст и т.п.). Отображение (экран) и его специальное представление имеют разные исходные ситуации. Правдоподобно допущение того, что исходная ситуация представления (С2) существенно зависит от первоначальной ситуации отображения (С1).

В лабораторных экспериментах и обучении мы минуем С1. Так, полагается, что первичным в отношении знака является внешняя предметная процедура. Но в той мере, в какой она выполнима, С1 уже случилась. Никакое в минимальной степени осмысленное внешнее предметное действие невозможно без видения того, что делается. Собственно «встреча» усилия (динамического тонуса) и видения является интригой, сутью любого направленного движения, а тем более действия.

Усилие же внутри себя («из себя») требует меры, которую может найти лишь в видении, образе. И тогда образ (отображение) есть по принципу образ перехода, динамики, дельты, т.е. в себе есть отношение,  а не свойство, вещь и т.п.

Итак, начинать лучше с начала. И в С2 строить (достраивать, перестраивать) то, что было интригой С1: выполнение полуслепого, т.е. лишь внутренне чувствуемого, но не определенного в своей мере - «количестве» усилия на некую единицу (времени, например) - действия. Тогда С2 предполагает действие обратное к С1: такую работу с явленной мерой, которая изменяет усилие, т.е. работу по управлению  усилием. С1 задана вызовом видения для произвольности усилия, а С2 - вызовом произвольности видения для управления усилием.

В этом «месте размышления» становится ясно (видно), что есть еще и третья ситуация (С3). С3 - это ситуация перехода от «ручной» работы с мерой усилий к систематической. Тем самым перехода от ручного управления к «кнопочному». Того вызова, который определяет это переход я пока не вижу. Но вижу, что именно здесь появляется отвлеченная «форма динамики», т.е. зависимость формула - система координат и прочие собственно научные модели.[3]

В тезисах представлены не все имеющиеся соображения об «узлах» моделирования, а лишь те, которые я считаю образующими наше мышление о нем. «Недостающее» будет представлено в сообщении и тезисах, которые возможно появятся после его обсуждения.



[1] См. Д.Б.Эльконин. Выдержки из научных дневников. Вопросы психологии, №1, 2004. см. также III уровень опосредствования в диагностике индивидуального прогресса и диагностике итогов начальной школы.

[2] Надо приметить, что начальная школа, и вообще школа, полна подобных ритуализаций. И (хотя мне это глубоко противно) никто еще не доказал, что знаковые формы рождаются из чего-либо иного, и то, что в последствии станет схемой  первоначально не является своеобразным жестом присутствия. Наподобие шляпки, которая уместна там-то и там-то. Однако же, гипотеза о том, что шляпка становится защитой от ... (средством) в той мере, в какой уходит ее социальный символизм не выглядит очевидной. А потому и в нашем случае никак не помогает, поскольку вопрос о ситуации возникновения модельной средственности остается. 

[3] Экспериментальное исследование по намеченной схеме (С1- С2 - С3) задумано и будет осуществлено в Красноярске. По указанной схеме будет построено понятие функции.



Сетевая образовательная организация "Развивающее образование"
121609 г. Москва, ул.Крылатские Холмы д.15(1), тел.(факс) (495) 413-60-05
E-mail: ,
Разработка сайта
Компания "ВебПроекты"
www.webprojects.ru
Клуб Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Физиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Биологов" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Начальная школа" Сетевой клуб "Географов" Сетевой клуб "Математиков" Сетевой клуб "Физиков"