Развивающее обучение на пути к подростковой школе:шаг второй
|
Развивающее обучение на пути к подротсковой школе: шаг первый
|
Результаты начальной школы
|
Научная библиотека /
Технология развивающего обучения
О технологии развивающего обучения
В настоящее время изменилось представление об обучающих процессах. Им свойственен динамический характер, т.к. центром современных дидактических систем признан ученик как субъект учения. Считается, что ученик в процессе обучения не только изменяется под педагогическим воздействием, но и изменяет себя сам. Процесс самоизменения происходит неявно, что затрудняет использование традиционных педагогических технологий. В связи с этим складываются представления о том, что обучающие механизмы не могут быть разработаны теорией без учета непрерывно изменяющейся практики.
Практико-ориентированные исследования опираются на данные, полученные исследователем-теоретиком при непосредственном участии в экспериментальной работе учителя-исследователя. Целью исследования является не одновременное создание целостной дидактической системы, а поэтапное складывание ее принципов, методов, средств и т.д.
При анализе педагогической деятельности учителей, работающих в системе развивающего обучения, приходится отмечать различие подходов к организации учебной деятельности учащихся, несмотря на использование одних и тех же учебников и пособий. Это связано с принципиально разным пониманием роли педагогической технологии в РО. Для того, чтобы развивающее обучение стало образовательной системой (ОС) необходимо чтобы все ее элементы, в том числе, и педагогическая технология были разработаны. Для проекта «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова» создана психологическая теория (основание), разработаны цели и содержание этого подхода. Однако до сих пор отсутствует педагогическая технология для создания целостной системы Эльконина-Давыдова. Педагогическая технология, как элемент образовательной системы, может быть разработана только специалистами. А вот педагогическая техника (методические приемы) могут быть дополнительно конструироваться учителем (педагогическим коллективом) в зависимости от местных условий. Поэтому необходимо определить «границу» возможного внесения в педагогическую технологию учителем «своих» техник, приемов и инноваций. Педагогическая технология ОС должна выступать основой (базой) для проектировочной деятельности учителя. Учитель в рамках заданной образовательной системы, в которой определена определенная технология достижения поставленных целей, должен заниматься проектированием своих и детских действий по достижению конечного результата.
Именно перенос педагогической технологии ОС в реальную образовательную среду школы, класса и есть основная задача педагога.
В данном разделе научной библиотеки будут размещаться материалы, связанные с проблемой создания педагогической технологии образовательной системы Эльконина-Давыдова. Представленные здесь материала, быстрей всего будут носить дискуссионный характер, которые будут требовать публичного обсуждения, в том числе, и на форуме нашего сайта. Следите за публикациями.
Одной из первой мы публикуем книгу «Дидактика развивающего обучения», написанную коллективом авторов из города Нижний Новгород в 1997 году. Эта книга вышла в то время, когда школьная практика РО остро нуждалась в новом осмыслении современной дидактики. С того времени прошло уже почти 10 лет, практика РО ушла дальше, однако педагогическое сообщество РО мало знакома с этой публикацией. Мы уверены, что эта работа вызовет у специалистов и учителей РО новый виток дискуссий о дидактике, технологии РО...
-
Игнатьева Г.А., Волкова В.О, Шишкина О.П. Дидактика развивающего обучения. - Н.Новгород, 1998
|